2016 / Отчеты


Отчет о Пятой Международной научной конференции "Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии"
Скачать

About the Fifth International Scientific Conference "Theoretical Problems of Ethnic and Cross-cultural Psychology"
Download

Пятая Международная научная конференция
"Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии"

27-28 мая 2016 года в Смоленском гуманитарном университете состоялась Пятая Международная научная конференция "Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии", поддержанная Российским гуманитарным научным фондом.

Организаторами конференции выступили Институт психологии РАН, Институт этнологии РАН, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Московский городской психолого-педагогический университет, Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского, а также Академия последипломного образования, Белоруссия; Великотырновский университет имени Святых Кирилла и Мефодия, Болгария; Институт культурного наследия Академии наук Молдовы, Молдавия; Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан; Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина, Украина; Университет социальных и гуманитарных наук, Польша.

АКТУАЛЬНОСТЬ проведения конференции обусловлена наличием ряда противоречий:

  • между все возрастающим числом эмпирических исследований в области изучения этнических культур и культурно обусловленного поведения человека и недостаточностью разработки теоретико-методологических основ проведения данных исследований;
  • между ростом интереса к изучению психологической составляющей этнокультурной проблематики со стороны антропологов, этнологов, социологов, культурологов, социологов, филологов и недостаточным развитием интеграционных тенденций между исследователями указанных отраслей гуманитарного знания;
  • между богатым эмпирическим материалом, накопленным в разных культурах и разных странах и недостаточным уровнем теоретического понимания универсальности или специфичности изучаемых этнопсихологических и этнокультурных феноменов.

ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ конференции являются:

  1. научный обмен информацией о содержании, динамике этнокультурных феноменов, анализ и обобщение основных результатов исследований данных феноменов в различных областях гуманитарных наук;
  2. обсуждение задач и перспектив развития междисциплинарных связей в фундаментальных исследованиях, проводимых в рамках психологии, этнологии, культурологии, социологии, педагогике и др. науках;
  3. интеграция усилий исследователей из разных стран, работающих в одном проблемном поле;
  4. обсуждение теоретических и практических возможностей интеграций достижений в различных областях научного знания, которые могут быть использованы в целях оптимизации межэтнического, межкультурного и межконфессионального взаимодействия.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ - методология и теория этнической и кросс-культурной психологии; этническая идентичность как фундаментальная проблема психологии; культура и личность; психология межкультурного взаимодействия и этнических конфликтов; проблемы миграций и аккультурации; этническая социализация и поликультурное образование.

В организации конференции приняли участие Институт психологии РАН, Институт этнологии РАН, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Московский городской психолого-педагогический университет, Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского, а также Академия последипломного образования, Белоруссия; Великотырновский университет имени Святых Кирилла и Мефодия, Болгария; Институт культурного наследия Академии наук Молдовы, Молдавия; Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан; Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина, Украина; Университет социальных и гуманитарных наук, Польша.

Открыл конференцию ректор СГУ Н.Е.Мажар. Поприветствовав собравшихся, он подчеркнул, что пятый раз на базе Смоленского гуманитарного университета проводится научный форум, объединивший более 120 ученых из разных областей гуманитарного знания и разных стран: Армении, Азербайджана, Белоруссии, Великобритании, Германии, Израиля, Казахстана, Канады, Литвы, Молдавии, Польши. Украины, Эстонии, а также отечественных исследователей ведущих научных центров, география которых представлена многими российскими городами от Калининграда до Хабаровска.

Приветственный адрес участникам конференции и пожелания плодотворной работы от директора Института психологии РАН, чл-корр.РАН А.Л.Журавлева зачитала д.псх.н., вед.н.с. ИП РАНа М.И.Воловикова.

С приветственным словом к участникам конференции и пожеланиями конструктивных обсуждений обратилась также заместитель начальника Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи к.пед.н. А.В.Андреева.

На пленарном заседании было заслушано 8 докладов.

П.Боски (Варшава, Польша) дал сравнительный анализ существующих парадигм изучения роли культуры в психологии. Противопоставляя на концептуальном и методологическом уровнях культурную и кросскультурную психологию, автор поставил на обсуждение участникам конференции следующий вопрос: следует ли культуру осторожно игнорировать или тщательно обращать на нее внимание?

Результаты исследования М.Барретта из Великобритании по проекту, «Компетенции культуры демократии», посвященного разработке новой Европейской системы рекомендаций по развитию компетенций, необходимых гражданам стран-членов Совета Европы для эффективного участия в межкультурном диалоге, представила Т.Б.Рязанова (Москва).

В.А.Янчук (Минск, Беларусь) охарактеризовал современную кросскультурную психологию как находящуюся в состоянии дезинтегрированности. В качестве возможного решения проблемы обосновал идею четырехмерных континуумов анализа кросскультурной феноменологии.

Н.М.Лебедева (Москва) представила результаты совместного с Дж.Берри (Кингстон, Канада) исследования, направленного на проверку трех гипотез межкультурных отношений: мультикультурализма, интеграции, контакта на примере России и Латвии.

Доклад А.Резника (Беэр-Шева, Израиль) был посвящен роли религиозности и религиозного образования подростков из иммигрантских семей в процессе адаптации их в новой среде.

Г.У.Солдатова (Москва) рассмотрела возможности приложения культурно-исторического подхода Л.С.Выготского и достижений отечественной психологии и гуманитарной науки в целом к решению проблем межкультурной коммуникации.

В докладе Т.Г.Стефаненко (Москва) были уточнены категории переживаний, коллективных переживаний и социальных эмоций. Предложено понимание коллективных переживаний как когнитивно-эмоционального единства личности и группы. Подчеркнуто при этом особое место категории perezhivanie в русской ментальности.

А.В. Сухарев (Москва) представил результаты применения авторского этнофункционального подхода в полевых этнопсихологических исследованиях, позволившего выявить общие этнофункциональные закономерности в процессе психологической адаптации этносов к мультикультурной среде.

Поставленные на пленарном заседании вопросы подробно обсуждались участниками конференции в ходе работы 7 секций.

На секционном заседании «МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ И КРОССКУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» под руководством М.М.Басимова (Москва); Н.Р.Маликовой (Москва); В.К.Мальковой (Москва) ключевым было обсуждение методологических оснований кросскультурных и этнопсихологических исследований, проблем адаптации и взаимной дополнительности методов/методик, привлечения интерпретативных возможностей психологии, этнологии, социологии, культурологии. Так, доклад Н.Р.Маликовой (Москва) был направлен на анализ методологических проблем междисциплинарной интеграции этнической социологии и кросскультурной психологии. М.М. Басимов (Москва) предпринял попытку обосновать методологию кросс-культурного исследования на методах и подходах, позволяющих учесть основные свойства предмета исследования в психологии, – многомерная структура, нелинейность и синергизм, корреляционный релятивизм, рефлексивный характер. О.А.Богатова (Саранск) на основе статистических и социологических данных проанализировала возможные причины резкой смены этнической самоидентификации части населения Республики Мордовия, проверив при этом альтернативные гипотезы социально-психологического и социоструктурного характера. В докладе Г.Ф.Габдрахмановой, З.А.Махмутова, Э.А.Сагдиевой (Казань) на примере изучения функционирования татарского и русского языка в визуальном пространстве Республики Татарстан поставлена острая проблема междисциплинарного исследования языковых ландшафтов регионов. В.К.Малькова (Москва) охарактеризовала особенности самочувствия российских регионов в период кризиса, представленные в аналитико-пропагандистских докладах республиканских властей Башкирии, Бурятии, Карелии, Татарстана, Удмуртии и Якутии. Обсуждая проблему психометрической эквивалентности инструмента измерения при его использовании в разных культурах, А.А.Панкратова, Е.Н.Осин, Д.М.Люсин (Москва) доложили о процедуре мультигруппового конфирматорного факторного анализа и примерах проверки психометрической эквивалентности опросников с помощью данной процедуры.

На обсуждение секции «РАЗВИТИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ, РЕЛИГИОЗНОЙ, ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ» (сопредседатели А.А.Бучек, Белгород; И.И.Кауненко, Кишинев, Молдавия; О.Е.Хухлаев, Москва) были поставлены такие теоретические вопросы, как этническое самоопределение и образ «Другого»; конструирование самосознания личности в разных этнокультурных средах; этническое самоопределение молодежи и смешанные этнокультурные идентичности; социальная идентичность и межгрупповое поведение; национально-культурная идентичность и образ страны; структура религиозной идентичности и ценностные ориентации. А.А.Альперович (Ростов-на-Дону) определила характер взаимосвязи между выраженностью этнической идентичности и особенностью восприятия «Врага». А.А. Бучек (Белгород) раскрыла варианты этнического самосознания на выборке представителей коренных народов Севера. И.И.Кауненко (Кишинев, Молдавия), обнаружила устойчивую тенденцию к позитивной биэтнической идентификации с группой русских у этнических меньшинств Молдавии. М.Д.Котова (Москва) раскрыла функции социальной идентичности на личностном и групповом уровнях и стратегии поддержания позитивной социальной идентичности. А.В.Литвинюк (Санкт- Петербург) указала на профессиональную идентичность как фактор социально- психологической адаптации русскоязычных студентов России и Эстонии. В докладе А.Ф.Мухаметзяновой (Казань) представлены стратегии смешанной этнокультурной идентичности молодежи выходцев из этнически-смешанных семей. Доклады Ю.В.Бражник, Н.В.Молчановой (Смоленск) были посвящены изучению становления этнической идентичности младших школьников и влиянии народного фольклора на ее формирование. О.С.Павлова (Москва) в соавторстве с О.Е.Хухлаевым (Москва) и В.М.Миназовой (Грозный) представила структуру религиозной идентичности чеченцев, опираясь на модель религиозной идентичности Д. Ван Камп. О.Е.Хухлаев и В.А.Шорохова (Москва) раскрыли факторную структуру религиозной идентичности школьников православного и буддистского вероисповедания во взаимосвязи с ценностными ориентациями личности. Т.Б.Рязанова (Москва) показала субъективную важность различных характеристик национально-культурной идентичности российской молодежи, представив когортные и межрегиональные сравнения.

На секции «ЛИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ» (сопредседатели: Б.С.Алишев, Казань;. Т.Г.Стефаненко, Москва; Т.Н.Смотрова, Балашов; Р.М.Шамионов, Саратов) были заслушаны доклады, вызвавшие оживленную дискуссию вокруг таких проблем кросскультурной психологии, как культурная вариативность регуляторов социального поведения, взаимосвязь психологических характеристик культуры с ценностно- смысловой сферой, субъективным благополучием личности в разных этнических группах. Доклады Д.И.Дуброва (Москва), А.В.Капцова (Самара) были посвящены изучению роли места проживания (село, город) и его социально-культурного контекста в определении сходств и различий в ценностях подростков и их родителей, а Н.Г.Кауновой (Кишинев, Молдавия) – изучению культурных ценностей молодежи цыган Республики Молдова. Ю.В.Ковалева (Смоленск) предложила типологию просоциального поведения личности, основанную на культурно–детерминированных ценностях представителей этнических групп с близкой и далекой культурной дистанцией. О.В.Паршикова вместе с коллегами М.А.Ситниковой, О.С.Алексеевой, О.В.Баскаевой и И.Е.Ржановой (Москва), опираясь на результаты анализа степени выраженности свойств Темной триады у представительниц московского и ташкентского студенчества, доказывала положение о том, что этнокультурный контекст может способствовать развитию одних индивидуальных черт и создавать преграды для развития других. Л.Т.Рузанов (Самара) выявил социокультурные особенности представителей разных этносов, используя при этом авторскую модификацию методики Г.Хофстеде. В докладе Т.Н.Смотровой (Балашов) акцент сделан на культурно-ценностной обусловленности таких феноменов, как вина и стыд. Доклады Б.С.Алишева (Казань) и Р.М.Шамионова (Саратов) были посвящены анализу этнопсихологической детерминации субъективного благополучия личности, в результате чего был сделан вывод о необходимости анализа не отдельных факторов субъективного благополучия, а их констелляций, совместного действия личностных, социальных, этнических факторов.

Продуктивной была работа секции «КУЛЬТУРА И КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ» (соруководители: М.И.Воловикова, Москва; Н.Т.Ерчак, Минск, Беларусь; В.А.Лабунская, Ростов-на-Дону). А.М. Борисова (Москва) рассказала о результатах исследования динамики социальных представлений о новом государственном празднике – Дне Народного Единства. Феномену "русский новый год" было посвящено выступление М.И.Воловиковой (Москва). Н.В.Борисова (Москва) раскрыла системообразующую роль такого качества, как любовь к Родине на примере анализа наследия выдающихся деятелей русской культуры: философа И.А.Ильина, кинорежиссера А.А.Тарковского, психологов В.Н.Дружинина, В.А.Пономаренко. А.Ю.Егорова (Якутск) рассказала о гендерных стереотипах чукчей, живущих в Республике Саха (Якутия). Об уважительном отношении к природе как особенности культуры народа саха (самоназвание якутов) доложила Н.Д.Елисеева (Якутск- Москва). Н.Т.Ерчак (Минск, Беларусь) обосновал роль образного и эмоционального компонентов в усвоении иностранного языка. Сообщение Л.Ш.Мустафиной (Москва) было посвящено результатам исследования структуры социальных представлений о совести в зависимости от религиозной идентичности респондентов. Большой интерес и дискуссию вызвал доклад В.А.Лабунской и А.А.Бзезян (Ростов-на-Дону), в котором речь шла об этнолукизме, по определению авторов – дискриминации этнических групп на основе типа их внешнего облика, сконструированного и представленного в обобщенных обозначениях, подчеркивающих особенности внешнего облика в сочетании с названиями этно-культурных групп. С этой темой отчасти перекликалось сообщение Е.В.Рягузовой (Саратов) "Окуломоторная активность при восприятии и социальной категоризации чужака".

На секционном заседании «ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ И АККУЛЬТУРАЦИИ» (сопредседатели: А.Д.Резник, Беэр- Шева, Израиль; А.А.Нестерова, Москва) были подняты актуальные проблемы формирования эмиграционных намерений населения, а также социально- психологической адаптации и механизмов интеграции в принимающее сообщество различных категорий мигрантов: мигранты в Израиле, дети сирийских беженцев в школах Германии, трудовые этнические мигранты и соотечественники в России. В.Н. Галяпина (Москва) рассказала о результатах изучения влияния этнической, религиозной, гражданской (собственной) и российской идентичностей, на стратегии аккультурации мигрантов из Средней Азии в Московском регионе. А.А.Нестерова и Т.Ф.Суслова (Москва) раскрыли роль когнитивных механизмов социальной адаптации трудовых мигрантов: перспективизация, стереотипизация, игнорирование проблем. С.В.Фролова (Саратов) показала роль участия различных групп факторов в формировании приверженности стране и возникновении эмиграционных намерений. А.Резник (Беэр-Шева, Израиль) познакомил аудиторию с фильмами, демонстирирующими трудности адаптации различных волн мигрантов в Израиле, сложные взаимоотношения между родителями и детьми в семьях мигрантов. В дискуссии активно участвовали П.Боски (Варшава, Польша), Н.М.Лебедева (Москва), Ю.Д.Гавронова, В.В.Гриценко, М.Н.Ефременкова (Смоленск).

Секция «ПСИХОЛОГИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ» (ведущие: Л.Г.Почебут, Санкт- Петербург; О.Н.Козлова, Щецин, Польша) объединила специалистов из разных отраслей психологии. Л.Г.Почебут (Санкт-Петербург) представила авторскую модель межкультурной коммуникативной компетентности, доказывая важность развития в межкультурном диалоге не только толерантности, но и ассертивности как умения отстаивать свои права. В докладе А.А.Гайворонской (Смоленск) были представлены данные психосемантического исследования о специфике понимания справедливости у людей, осужденных за экстремизм, вызвавшие оживленную дискуссию о том, что такое справедливость и экстремизм как таковые. И.И.Знаменская (Москва) представила результаты исследования нравственного отношения к "чужим" у русских и казахов: было показано, что важную роль в формировании этого отношения играет субъектификация (приписывание черт субъекта) того или иного "чужого", а также опыт взаимодействия с ним. Доклад М.В.Дробовцевой (Москва) был посвящен относительно новой проблематике в психологии: двойной идентичности и ингрупповой проекции как предпосылках формирования негативных аутгрупповых аттитюдов. С.В.Чигарькова (Москва) затронула проблему культурного интеллекта как предиктора успешности в межкультурном взаимодействии. В дискуссии обсуждался онтологический статус понятия "культурный интеллект". З.Ч.Лепшокова (Москва) доложила результаты исследования мультикультурализма в Кабардино-Балкарии, где титульное население России является этническим меньшинством. О.Н.Козлова (Щецин, Польша) представила обзор литературы по проблеме понимания Другого в XXI веке. Г.Л.Сперанская (Минск, Белоруссия) познакомила аудиторию с понятием "жесты-эмблемы" – жесты, имеющие четкий словесный аналог. На примере китайских жестов-эмблем автор продемонстрировала возможные межкультурные трудности расшифровки таких жестов в общении.

На секции «ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (председатель секции: Г.У.Солдатова, Москва) обсуждались теоретические подходы к изучению факторов, условий, механизмов этнической социализации и поликультурного образования в современном мире, была организована содержательная дискуссия о путях реализации психолого-педагогического сопровождения детей разных национальностей. Е.Ю.Кулеш (Хабаровск) рассказала о проблеме готовности уже дипломированных специалистов педагогов к работе с детьми в поликультурной среде. Е.М.Паламарчук (Смоленск) представила уникальный опыт работы с семьями из Австрии, принимающими в семью детей сирот. Е.И.Рощупкина (Самара) доложила результаты исследования когнитивных, эмоциональных и поведенческих характеристик подростков, обучающихся в полиэтнической среде. Ю.Д.Черткова (Москва) представила результаты совместного с М.С.Егоровой, Н.М.Зыряновой, А.Я.Фоминых, С.Д.Пьянковой (Москва) исследования академической успеваемости школьников России и Азербайджана, которые позволяют дифференцированно подходить к решению проблем психолого-педагогического сопровождения детей в полиэтнической среде. В обсуждении заявленных проблем приняли также активное участие Г.У.Солдатова, А.В.Сухарев (Москва), Л.Л.Дикевич, В.В.Терещенко (Смоленск).

На обсуждение круглого стола «ПСИХОЛОГИЯ МИГРАЦИИ И АККУЛЬТУРАЦИИ» (Ведущие: П.Боски, Варшава, Польша; А.Резник, Беэр- Шева, Израиль и В.Гриценко, Смоленск) были вынесены ряд вопросов: последствия миграционных процессов в мире, критерии интеграции мигрантов и принимающего сообщества, способы аккультурации детей мигрантов, пути и формы повышения кросскультурной компетентности психологов, специалистов, работающих с мигрантами.

На заключительном Пленарном заседании конференции были подведены итоги научного мероприятия. Председатели секций (П.Боски, А.Резник, И.И.Кауненко, Т.Н.Смотрова, Т.Г.Стефаненко, А.В.Сухарев, В.А.Янчук) подчеркнули, что полученные в ходе научных дискуссий результаты являются существенным вкладом в разработку таких фундаментальных проблем этнической и кросскультурной психологии, как природа этничности и формирование этнической идентичности, взаимосвязь культуры и личности/группы, механизмы межкультурного взаимодействия и разрешение межэтнических конфликтов, психология миграций и аккультурации, институты этнической социализации и пути развития поликультурного образования.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА результатов работы конференции заключалась в уточнении предмета исследования современной этнической и кросскультурной психологии; расширении проблемного поля этнопсихологических и кросскультурных исследований; осмыслении теоретико-методологических наработок, полученных в рамках примордиалисткого, инструменталистского и конструктивисткого подходов; использовании естественнонаучных и математических методов в современных исследованиях этнопсихологических феноменов, а также в получении новых теоретических выводов о механизмах «трансляции» ценностей и моделей поведения, принятых в той или иной культуре, их влиянии на развитие этнического самосознания; о социально- психологических факторах появления и развития экстремистских идей в современном обществе, о взаимодействии этнического меньшинства и этнического большинства, о развитии поликультурной компетентности как средства формирования этнической и конфессиональной толерантности и др.

В завершение работы заключительного пленарного заседания конференции и подведения итогов обсуждения теоретико-методологических основ этнической и кросскультурной психологии, были намечены основные задачи дальнейшего их развития:

  1. Развивать инновационный потенциал методологии этнопсихологического знания, в междисциплинарной и международной научной интеграции.
  2. Определить факторы трансформации этничности, формирования многоуровневой социальной и культурной идентичности.
  3. Выявлять: новые каналы и барьеры межэтнического общения в практиках повседневности, этнопсихологические последствия этатизации этничности, интенсивности межкультурных контактов; ситуативность роста ксенофобии, агрессии, влияния современных электронных сетей коммуникации, СМИ, Интернет – контента.
  4. Давать объективную интерпретацию социально-психологической природы межэтнических конфликтов, раскрывая возможности технологий формирования межэтнической толерантности.
  5. Исследовать социально-этнические проблемы миграции, в контексте изучения социально-психологических ресурсов адаптации и интеграции иммигрантов.
  6. Соотносить результаты локальных этнопсихологических исследований с данными международных, межстрановых кросскультурных исследований.
  7. Солидарно стремиться обеспечить позиционирование кросскультурного, этнопсихологического обучения не только в гуманитарном сегменте ВУЗов, но и, особенно в военных академиях страны.
  8. Пропагандировать потенциал этнической и кросскультурной психологии по достижению межконфессионального мира, межэтнической интеграции, обеспечения формирования позитивной этнокультурной и государственно- гражданской идентичностей.

Из средств гранта был профинансирован проезд 8 участникам конференции – ведущим ученым в области этнической и кросскультурной психологии, членам Программного комитета конференции: Б.С.Алишев, г.Казань; Н.Р.Маликова, г.Москва; В.К.Малькова, г.Москва; Л.Г.Почебут, г.Санкт-Петербург; Т.Н.Смотрова, Балашов; Т.Г.Стефаненко, Москва; А.В.Сухарев, Москва; О.Е.Хухлаев, Москва.

Результаты проведения научного мероприятия – доклады, выступления, сообщения, опубликованные в сборнике материалов Пятой Международной научной конференции «Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии» в 2-х томах, общим объемом 34,0 печ.л. Итоги работы конференции опубликованы также в журналах: «Вестник РГНФ», 2016, № 1 (82); «Психологический журнал», 2016, том 37, №6, с.109- 112 и «Вопросы психологии» , 2016, №4.