2008 / Отчеты


Отчет о проведении

МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

29-30 мая 2008 г. в Смоленском гуманитарном университете состоялась Международная научная конференция "Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии".

Настоящая конференция стала логическим продолжением научных форумов, которые проводились под патронажем Института психологии РАН, Института социологии РАН, Института этнологии и антропологии РАН на базе Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского в 2003 и 2005 гг., и вызвали широкий резонанс в научном сообществе. Итоги этих конференций были опубликованы в Психологическом журнале №2 за 2004 г и №2 за 2006 г.

Проведение настоящей конференции в г.Смоленске обусловлено тем, что Смоленская область традиционно является зоной пересечения разных этнокультур. В современных условиях межкультурные контакты будут все больше возрастать и усиливать процессы взаимодействия и взаимовлияния культур. Данные процессы ставят перед фундаментальной наукой важнейшую задачу теоретического изучения и прогноза изменений контактирующих культур, включая территорию Смоленского приграничья.

Основная цель конференции - научный обмен информацией о разработке теоретических проблем этнической и кросс-культурной психологии, обсуждение задач и перспектив развития междисциплинарных связей в фундаментальных исследованиях, проводимых в рамках этнической психологии, культурологии, социологии, антропологии.

Направления работы конференции: методология и теория этнической и кросс-культурной психологии; этническая идентичность как фундаментальная проблема психологии; культура и когнитивные процессы; психология межкультурного взаимодействия и этнических конфликтов; проблемы миграций и аккультурации; этническая социализация и поликультурное образование.

В работе конференции приняли участие более 80 человек - отечественные ученые, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья: Беларуси, Италии, Казахстана, Литвы, Молдовы, Украины.

На конференции было заслушано 5 пленарных докладов.

Д.псх.н. Т.Г.Стефаненко (Москва) в докладе "Этническое самосознание, этничность, этническая идентичность - соотношение и содержание понятий" , подчеркнула отсутствие в психологической науке понятийного единообразия. Проанализировав каждое из представленных понятий с точки зрения существующих в отечественной науке основных подходов к этничности: примордиалистского, конструкционистского и инструменталистского, докладчик пришла к выводу о том, что между указанными подходами нет серьезных различий. По мнению автора, этническую идентичность правомерно рассматривать, как "результат когнитивно-эмоционального процесса самоопределения индивида в конкретном социальном контексте и социальном пространстве относительно многих этносов. Это не только осознание, но и восприятие, понимание, оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности".

Пленарный доклад д.псх.н. Н.М.Лебедевой (Москва) "Влияние культуры на отношение к инновациям в России" был посвящен анализу зарубежных подходов к изучению ценностей культуры и их связи с социально-экономическим развитием общества (Г.Ховстед. Р.Инглхарт, М.Бонд и др.). Был представлен также новый культурно-специфический подход к группировке ценностей, с помощью которого показано влияние культуры на социально-экономические установки россиян и выявлены возможные конкурентные преимущества российских ценностей.

В докладе д.социол.н. Н.Р.Маликовой (Москва) "Методологические основания интеграции этносоциологического и этнопсихологического подходов" отчетливо прозвучала мысль о необходимости привлечения интерпретативных возможностей и достижений современной этносоциологии постмодерна к этнопсихологическому анализу межэтнических отношений, о способах методологического обеспечения междисциплинарной интеграции этнической социологии и психологии. Указывая на важность глубинных методологических оснований для реализации междисциплинарного подхода, подчеркивала что сегодня, в отличие от классического структурно-функционального подхода, второй половины ХХ века, к анализу этнических общностей, невозможно сконструировать в рамках социологии универсальную шкалу рациональности, единую научную парадигму исследований межэтнического взаимодействия и общения. Но и простая констатация, что мультикультурализм и полиэтничность предполагают мультипарадигмальный подход, не вполне удовлетворительна. Этносоциологии посмодерна уже не обойтись без обращения к смыслам этносоциальных практик повседневности, формирующихся и изменяющихся в ценностных ориентациях индивидуального восприятия и поведения. Все это обуславливает дальнейшее содружество этносоциологии и психологии, углубление междисциплинарной методологической рефлексии: учитывающей не только актуальные этносоциальные явления; чуткой к социальному, социокультурному и этнопсихологическому контексту формирования межэтнического общения; но, и прогнозирующей долговременные социальные последствия позитивности и/или экстремальности, толерантности/интолерантности межэтнических контактов.

Д.псх.н. Л.В.Матвеева (Москва) в докладе "Особенности этнокультурной коммуникации в современном информационном пространстве", показала характер взаимодействия между различными культурами с участием СМИ. Выбрав рекламу в качестве модели, на которой наиболее ярко проявляются механизмы воздействия на мотивационную, эмоциональную, поведенческую сферу личности, и проанализировав эстетические и этнокультурные предпочтения тех, кто производит рекламу, и тех, кто ее смотрит, автор приходит к выводу о существовании феномена разорванной коммуникации в российском информационном пространстве.

Пленарное заседание завершило выступление М.В.Котовой, А.А.Леонтьевой, А.А.Махмутова (Москва) на тему: "Этнопсихология в периодической научной прессе: анализ статей в "Психологическом журнале" за 1997-2008 гг.", в котором молодые ученые отметили, что за 11 лет в журнале опубликовано значительное число исследований по самым разным направлениям этнопсихологии (в среднем по одной статье в каждом выпуске). В тоже время докладчики подчеркнули необходимость повышения качества исследований за счет более активного привлечения данных зарубежных исследований, использования иностранной литературы (в т.ч. современной зарубежной прессы), полного описания теоретических основ исследования. Одной из важных проблем является также отсутствие системы указания ключевых слов для статей, четкого определения основных понятий.

На конференции работали 7 секций.

На секционном заседании "Методология и теория этнической и кросс-культурной психологии. Культура и личность. Культура и гендер" под руководством д.псх.н. Н.М.Лебедевой (Москва) и к.псх.н. Т.Н.Смотровой (Балашов), обсуждались такие вопросы, как место и роль этнической и кросс-культурной психологии в системе наук; комплексность и междисциплинарность теоретических подходов к изучению психологии этнических общностей; понятийно-категориальный аппарат этнической и кросс-культурной психологии; соотношение количественных и качественных методов в исследовании этнопсихологических феноменов; влияние культуры на личность; маскулинность/феминность Я-концепции; кросс-культурные теории усвоения гендерной ролевой ориентации и др.

Основной вектор обсуждений на секции, прежде всего, был задан содержательными выступлениями к.псх.н. А.Н.Татарко и д.псх.н. Н.М.Лебедевой (Москва) "Психосемантическое исследование социального капитала россиян", в котором авторы констатировали тот факт, что с помощью метода семантического дифференциала удалось раскрыть структуру социального капитала, имеющую как универсальные характеристики, так и культурную специфику у представителей различных этнических групп. Анализируя результаты другого кросс-культурного исследования социальных аксиом в России, эти же ученые приходят к еще одному важному выводу о том, что социальные аксиомы обладают объяснительной и прогностической ценностью для понимания социально-экономического и социально-политического поведения представителей различных этносов.

Определенный интерес у слушателей секции вызвали сообщения д.ф.н. Г.Я.Головных (Смоленск) "Этнос и нация", Р.Р.Додиной "Этнопсихологическое взаимопринятие русских, татар и чувашей, проживающих в Татарстане" (Набережные Челны), к.псх.н. Г.С.Степановой (Воронеж) "К проблеме многоаспектности этнического самосознания студентов", выступления Л.С.Мбеве (Минск, Беларусь), К.А.Бейсенбина, Ю.В.Бражник, З.И.Пастуховой (Смоленск), а также анализ результатов кросс-культурного исследования, проведенного совместно учеными Джаннетой Энрикеттой, Пензо Иларией (Флоренция, Италия) и Г.В.Гатальской (Гомель, Беларусь) и представленного ими в докладе "Психологическое благополучие, социальная и экономическая поддержка и удовлетворенность жизнью итальянских и белорусских юношей и девушек", которое является началом более глубокого изучения взаимосвязи между историко-культурными переменными, внутриличностными характеристиками и характеристиками межличностного взаимодействия.

На обсуждение одной из многочисленных секций "Развитие и трансформация этнической идентичности. Этническая социализация и вопросы поликультурного образования" под председательством д.псх.н., зав. кафедрой социальной психологии МГУ им. М.В.Ломоносова Т.Г.Стефаненко и д.псх.н., зав. кафедрой Педагогического института Саратовского государственного университета Р.М.Шамионова были вынесены следующие вопросы для обсуждения: место этнической идентичности в структуре социальной идентичности, ее структура и типы; актуализация и трансформация этнической идентичности в эпоху кардинальных социальных перемен; механизмы развития этнокультурной идентичности в моно- и поликультурной среде; кризис идентичности; стратегии поддержания этнической идентичности; взаимосвязь этнической идентичности с другими социально-психологическими феноменами; язык как этнодифференцирующий признак.

На секции развернулась острая полемика по проблеме соотношении понятий нация, этническая идентичность, национальная идентичность, гражданская идентичность, Д.ф.н. В.Н.Волков (Иваново), к.ф.н. И.М.Сампиев (Назрань), М.С.Фабрикант (Минск, Беларусь), пытались дать философский анализ этнической идентичности в кросс-культурной психологии и в исследованиях наций и национализма и наметить перспективы междисциплинарного диалога.

Д.социол.н. О.А.Богатова (Саранск) на примере Мордовии говорила о том, что в условиях модернизации республики Мордовия происходит снижение значимости таких компонентов этнической идентичности, как язык и традиционная культура, и повышается значимость таких ее элементов, как общее происхождение, историческое прошлое, государственность.

Выступление д.псхл.н. В.А.Васютинского (Киев, Украина), было посвящен анализу социально-психологического смысла кризиса идентичности русскоязычных жителей Украины подчеркнул, что принадлежность к русскоязычной общности не является главной составляющей идентичности большинства русскоязычных жителей Украины. Психологический смысл борьбы за сохранение русского языка зиждется на защите привычной высокомфортной этнолингвистической идентичности.

К.псх.н. И.И.Кауненко (Кишинэу, Молдова) остановилась на проблеме идентичности этнических меньшинств Молдовы, а Н.М.Зайцева (Гомель, Беларусь) - на проблеме формирования позитивной национальной идентичности молодежи Беларуси.

В выступлении к.ф.н. Г.В.Черняевой (Москва) прозвучала мысль о том, что этническая идентичность выступает важным мотиватором деятельности социальных субъектов и в ряде случаев кардинально детерминирует процессы мотивации саморазвития личности.

К.псх.н. Е.В.Куфтяк и к.псх.н. И.В.Тихонова (Кострома) подчеркнули важность изучения неосознаваемых (бессознательных) пластов этнической идентичности детей и подростков, оказывающих определенное влияние на адаптивное поведение и его психическое здоровье.

М.В.Ефремова (Москва) показала взаимосвязь между гражданской и религиозной идентичностью и социально-экономическими установками (удовлетворение экономических потребностей, самооценка деловой активности, отношение к деньгам). К.псх.н. Е.Д.Короткина (Тверь) также обратила внимание слушателей на проблему влияния этнической идентичности на установки по отношению к деньгам.

Д.фил.н. И.С.Карабулатова (Тюмень) проанализировала этнопсихологические особенности вербальной и невербальной составляющих языковой культуры нефтяников.

На обсуждение секции 3 "Культура и когнитивные процессы", которая прошла под председательством д.псхл.н., внс МГУ им. Ломоносова Л.В.Матвеевой и д.псх.н., внс Института психологии РАН Е.Н.Резникова (Москва) были поставлены следующие проблемы: теоретические подходы к изучению когнитивных процессов в разных культурах; этническая картина мира; механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях; этнические стереотипы и процесс стереотипизации; межэтнические отношения и когнитивные процессы.

Доклад К.И.Ананьевой (Москва) "Расовые различия восприятия фотоизображений лица" был посвящен анализу такого сложно организованного процесса, как межэтническая перцепция, связи проницательности человека с его умением идентифицировать себя с другими.

Е.С. Дерига (Новосибирск) с позиций конструктивистского подхода к формированию этнической картины мира раскрыла связь между субъективной (индивидуальной) и интерсубъективной (групповой) этническими картинами мира.

В докладе к.псх.н. В.М. Смирнова (Балашов) был поставлен ряд проблем: соотнесение индивидуальных моделей мира с таким называемыми "коллективными представлениями", построение научных основ классификации индивидуальных моделей мира, наконец, разработка научно-исследовательского инструментария, позволяющего проводить социально-психологический анализ индивидуальных и коллективных моделей мира,устанавливать их динамику и типологию

К.тех.н. А.В.Капцовым (Самара) была представлена типология осмысленности молодежью временных локусов и показаны различия в распределении типов осмысленности временных локусов в больших и малых этнических группах на примере русского и беларуского этносов.

К.псх.н. Г.Н.Малюченко и к.пед.н. А.С.Коповой (Балашов) говорили о содержании культуры потребления информации в условиях экспансивного развития масс-медиа, о необходимости разработки и апробации комплексных программ, направленных на коррекцию познавательных процессов молодых людей и развитие их информационных компетенций в условиях экспансивной информационной среды.

В докладе А.И.Крючковой (Набережные Челны) были выделены слабоизученные области такого феномена, как справедливость, и показаны межкультурные сходства и различия на примере изучения представлений о нормах ретрибутивной справедливости студентов России и Мексики. Продолжила тему в русле исследований социальных представлений (С.Московичи, К.Абульханова-Славская) к.псх.н. Л.Л. Дикевич (Смоленск), которая, проанализировав динамику представлений о порядочном человеке у представителей русской молодежи за последние 10 лет, пришла к выводу о формировании двух противоположных тенденций в нравственных представлениях. Одна из них связана с активным осмыслением молодыми людьми проблем нравственности и утверждением ценности честности, справедливости, совести, другая - связана с недостаточным их осмыслением и подменой нравственных понятий понятиями эмоционального и коммуникативного характера.

Следует отметить также плодотворную работу секции "Психология межкультурного взаимодействия и этнических конфликтов" под руководством д.соц.н, проф. Российского государственного гуманитарного университета Н.Р.Маликовой и к.псх.н., зав. кафедрой этнопсихологии и поликультурного образования Московского городского психолого-педагогического университета О.Е.Хухлаева (Москва).

Заседание секции начало работу с обсуждения доклада к.псх.н. О.Е.Хухлаева "Национализм и этнонациональные установки: теория и исследования", в котором автор представил определение национализма как совокупности групповых реакций, паттернов межличностной коммуникации и социальных установок, являющихся внешними, по отношению к идеально конструируемому позиционированию, "отражению" своей этнонациональной /этносоциальной идентичности, определяемой на основе представления о ее культурной и/или биологической гомогенности и социально-исторической тождественности. Представленная теоретическая модель выстраивания иерархии этнических идентичностей, сквозь призму видения этнической идентичности как понятия "нация", якобы закрепленном в российском общественном дискурсе, вызвала оживленную дискуссию о необходимости методологического разграничения предмета этнологического, политологического и этнопсихологического исследований.

Наряду с этим, участники конференции активно обсуждали проявления этнополитического экстремизма, межэтнической толерантности, проблемы и перспективы предотвращения межэтнической напряженности и конфликтности в полиэтничном российском сообществе. Так, к.псх.н. В.А.Цепцов (Москва) остановился на роли этнопсихологических факторов в проявлении эмоциональной экспрессии на переговорах в группе представителей европейского и кавказского регионов, д.фил.н. И.С.Карабулатова (Тюмень) - на проблеме этнотолерантности в современном ономастическом пространстве, Н.В.Целуева (Смоленск) обратила внимание участников конференции на проблему распространения экстремизма в молодежной среде, подчеркнув при этом, что эффективное решение проблемы роста потенциала конфликтогенности, предполагает, прежде всего, тщательное изучение социально-психологических факторов, влияющих на актуализацию экстремистского сознания молодежи и анализ механизма взаимосвязи между экстремизмом и этничностью, выявление структуры экстремистского сознания и выделение компонентов, препятствующих формированию и развитию экстремистских установок и моделей поведения. К.псхл.н. Р.С.Хамматова (Самара), с одной стороны, раскрыла влияние различных факторов (социальных, национально-языковых, культурных, психологических) на развитие современной башкирской семьи и характер ее социально-психологического климата, с другой - показала влияние семьи на формирование этнотолерантных установок в обществе.

На данной секции был заслушан и обсужден ряд докладов, посвященных проблемам адаптации мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья в различных регионах РФ и их интеграции в местные сообщества. Так, доклад д.псх.н. В.В.Гриценко (Смоленск) "Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество" был направлен на оптимизацию межкультурного взаимодействия в России. Обобщая результаты исследования мигрантов-представителей азербайджанского, армянского и чеченского этносов и принимающего русского населения, автор показывает близость культурно-ценностных структур контактирующих этнических групп в процессе их взаимной адаптации, что может выступать важнейшей объективной основой для понимания, обоюдного согласия и развития интеграционных тенденций между группами исследуемых этносов. К.э.н. Н.Г.Кузнецов (Калуга) представил доклад о механизмах восприятия российским обществом иностранных трудовых мигрантов. К.псх.н. В.В.Константинов (Пенза), представил доклад, сделанный в соавторстве, с коллегами из г. Пенза и г.Балашов Саратовской области ( Л.П. Васиной и Н.Е. Шустовой). Было показано, что процесс восприятия и формирования отношения к мигрантам опосредован в большей или меньшей степени гендерными, возрастными различиями, а также различиями в уровне образования и эмпатических способностей. По мнению, Е.А.Гришиной (Москва), успешность адаптации зависит не только от отношения принимающего населения и других внешних факторов, но и от внутренних, в частности от того, какие чувства испытывают мигранты и кого считают источником своих негативных состояний. К.пед.н. О.Я.Емельянова (Воронеж) представила анализ существующих методологических подходов к диагностике и коррекции процесса взаимной адаптации студентов-мигрантов и принимающего сообщества и показала особенности "английской" и "американской" моделей вхождения индивида в чужую социокультурную среду. К.псхл.н. Н.Д.Султанова (Набережные Челны) в своем докладе четко сформулировала методологические принципы, положенные в основу конструирования Программы "Восток-Запад", направленной на работу с вынужденными переселенцами. Значимость разработанной программы, как было отмечено, заключается, прежде всего, в смене парадигмы образования, с доминирования традиционной задачи информирования мигрантов на приоритетность понимания смысла позитивной стратегии адаптации и реализации ее в процессе межэтнической интеграции с принимающим сообществом.

Наконец, на конференции были представлены доклады, в которых отражены результаты научных изысканий по такому направлению, как "Этнофункциональный подход в психологии", интенсивно развиваемое в отечественной этнопсихологии д.псх.н. А.В.Сухаревым (Москва) и его учениками. В частности, живой интерес аудитории вызвал доклад самого Александра Владимировича "Исследовательские и прикладные приоритеты этнофункциональной парадигмы в психологии", в котором он изложил особенности и возможности применения этнофункционального подхода к решению многих теоретических и практических проблем в области воспитания, психотерапии, психопрофилактике, психологии межэтнических взаимодействий и др. Подтверждением этого стал этнофункциональный анализ личности осужденных за воровство и убийство А.П.Чулисовой (Саратов), в результате которого было выявлено особенности состояния дезадатированности личности с криминальным поведением, проявляющиеся, во-первых, в рассогласованном отношении к собственным признакам этничности, во вторых, в разрегулировании эмоционально-когнитивной сферы, в-третьих, в преобладании аффекта апато-тоскливого спектра.

В завершении конференции под руководством д.псх.н., внс Института психологии РАН Е.Н.Резникова состоялся круглый стол "Этнопсихология: взаимосвязь теории и практики", в результате работы которого были подведены итоги конференции и приняты рекомендации, значимые для общественности и структур государственного, муниципального и социального управления:

  • Транслировать по каналам массовой коммуникации (СМИ, Интернет-порталы) информацию о позитивном опыте межэтнического взаимодействия, о результатах этнопсихологических исследований об этнокультурных и конфессиональных традициях, обычаях и ценностях, не возводящих их в ранг непреодолимых и конфликтогенных различий, а напротив, свидетельствующих о близости базовых ценностных социально-культурных ориентациях иммигрантов и местного населения.

  • Способствовать реализации принципов мультикультурализма и препятствовать этнодискриминационным правоприменительным практикам в деятельности правоохранительных структур, государственных и общественных организаций, обеспечивая предоставление им адекватной этносоциологической, этнопсихологической экспертизы и консультирование в проблемных ситуациях межэтнического общения и взаимодействия.

  • Противодействовать распространению квази-патриотических националистических идей, разрабатывая и предлагая интерактивные обучающие методики, тренинг-семинары, специализированные курсы для школ, средних учебных заведений и ВУЗов, дающие знания, навыки поведения организации и участия в конструктивной и успешной межкультурной коммуникации.

  • С целью предупреждения проявлений экстремизма, интолерантности в межэтнических отношениях среди молодежи, рекомендуется создание Молодежных интернациональных ассоциаций и налаживание сотрудничества с зарубежными дипломатическими представительствами; углубление и многообразие форм воспитательной работы в студенческой среде, организация совместного досуга и социально-культурного творческого взаимодействия, между студентами россиянами и иностранцами, между русскими и представителями коренных народов Кавказа, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Привлекать представителей отечественного и иммигрантского бизнес-сообществ к организации Центров межэтнического согласия, где осуществлялись бы, при поддержке муниципальных властей и неправительственных российских и зарубежных организаций этнокультурные мероприятия, этнопсихологические консультации, неформальные клубные встречи представителей этнических диаспор.

К началу конференции был издан сборник Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Международной научной конференции 29-30 мая 2008 г. В 2 т. /Отв.ред. В.В.Гриценко. Смоленск: Универсум, 2008. Т.1. - 496 с. Т.2 - 424 с., общим объемом 57 печ.л.

В.В.Гриценко,
доктор психологических наук, профессор
заведующая кафедрой социальной психологии
Смоленского гуманитарного университета,
председатель оргкомитета конференции,
г.Смоленск